Этот текст был написан для медиков. Читая его сейчас, можно подставить вместо пары «врач – пациент» другие пары: «психолог – клиент», «социальный работник – клиент», «педагог – ученик»…
Цели работы балинтовских групп (O.Samuel, 1987 [i]):
- Поощрять врачей ценить свои навыки межличностных отношений и учиться понимать их пределы.
- Улучшить восприятие и понимание коммуникации пациента врачами.
- Позволить врачам осознать свои «слепые пятна» в общении с пациентами.
В проводимом обсуждении акцент делается не на клиническом анализе ведения данного пациента, а на различных особенностях и аспектах взаимоотношений врача с пациентом в рамках данного случая, их реакциях на меняющиеся обстоятельства этой ситуации, что отличает балинтовские группы от традиционного клинического разбора,
консилиума или супервизии. Для этого нужно, чтобы в групповых дискуссиях говорили не только о том, что думает, но и о том, что чувствует врач (эмоционально и телесно) во взаимоотношениях со своим пациентом, что доктор и пациент значат друг для друга, и что они друг для друга делают?
Балинтовские группы помогают ответить на вопросы:
- почему во взаимоотношениях с пациентами врачи многое игнорируют?
- почему часто они не в состоянии разобраться в своих чувствах, возникающих в ходе этих взаимоотношений?
- как проявляются у врачей сопротивление, защита и перенос, возникающие под влиянием чувств и переживаний, касающихся пациентов?
- как всё это влияет:
— на коммуникацию с пациентами?
— на эффективность терапевтического контакта?/
— на профессиональное самочувствие врача (а нередко и его физическое состояние)?
Объект обсуждения – не пациент и не его лечение, скорее, сам врач с его своеобразием восприятия данного случая, отношением к нему. «Докладчик» должен ориентировать свой рассказ не столько на историю болезни, сколько на изложение сложностей взаимоотношений с пациентом и своем переживании трудностей этого случая. Собственно, поэтому участники группы рассказывают о своих пациентах без записей, свободно, не заботясь о жесткой структуре своего сообщения, иногда повторяясь, что-то вспоминая «на ходу».
[i] Oliver W. Samuel, «Aims and Objectives and Balint-Training», Journal of Balint Society, 1987. Английский
текст см. http://www.familymed.musc.edu/balint/journal/87_samuel.pdf.